Концерн Калашников и Молот Армз: производство СХП из боевого оружия
На сегодняшний день в России уже больше десятка производителей списанного охолощенного оружия (СХП), однако наибольшее внимание любителей оружия привлекают российские оружейные заводы.
На сегодняшний день в России уже больше десятка производителей списанного охолощенного оружия (СХП), однако наибольшее внимание любителей оружия привлекают российские оружейные заводы.
Несмотря на часто весьма скромный ассортимент моделей СХП, они привлекают другим: возможностью доступа в так называемые «закрома» - к списываемому из арсеналов Министерства обороны России стрелковому оружию. Вторично из-за того, что на всех крупных оружейных заводах существуют не только технологии, но и действующее оборудование и специалисты по ремонту оружия.
Вот простой пример: охолощенный ПМ. Из настоящего пистолета Макарова на рынке известны 3 модели: ПМ-СХ от «Молот-Армз», ПМ-О от ООО «Фортуна» и ВПО-525 от «Молот-Оружие». Первые два изготовлены коммерческими организациями, последний – крупным оружейным заводом. Что мы имеем на выходе?
ПМ-СХ и ПМ-О являются не совсем охолощенными ПМ, а охолощенными спортивными пистолетами СПМА, которые, в свою очередь, раньше были боевыми ПМ. В результате на зеркале затвора и в канале ствола появились криминалистические метки, а на рамке и затворе оружия соответствующие клейма. Так же при «переводе» боевого пистолета в гражданское спортивное оружие перед серийным номером добавили цифру «1», чтобы получить уникальный серийный номер. Отметим, что кримметки и изменение серийного номера – ничто по сравнению с жалкими попытками удалить нанесенные лазером клеймами. Делается это подручными средствами и по обходной технологии последующего воронения. В результате из глубокого черного цвета полированной поверхности затвора покупатель видит следы мелкого наждака на металле с холодным химическим воронением. Фактура поверхности отличается разительно и не в пользу ПМ-СХ и ПМ-О. Про огрехи в охолащивании», выражающиеся в грубейшей обработке поверхностей имитатора ствола, можно даже не начинать. При этом ВПО-525 огражданен сразу из боевого ПМ и вдобавок полностью заново переворонен на заводе. Результат – внешний вид абсолютно нового пистолета. У ВПО-525, конечно, есть конструктивные недостатки, но если из пистолета не планируется много стрелять – то внешне это самый лучший выбор.
С учетом окончания спортивных ПМ и ТТ, надежда увидеть эти образцы охолощенными есть только от ведущих оружейных заводов, так как только они утилизируют боевое стрелковое оружие.
Помимо привычных АКМ, СКС, РПК и винтовок Мосина, коллекционеры ждут начала охолащивания как трофейного оружия, так и оружия, оставшегося от поставок по ленд-лизу во время Великой Отечественной войны.
Помимо «Молот-Оружие», подобные изделия могут появиться в ассортименте Ковровского завода ЗиД (завод имени Дегтярева) и Тульского ТОЗ (Тульский Оружейный завод). В конце прошлого года ЗиД порадовал любителей оружия очень аккуратно «огражданенным» револьвером Нагана (модель РНСХ) – полностью перевороненный заводским способом револьвер, у которого следы «огражданивания» внешне практически не заметны.
Ручной пулемет Дегтярева (РПД) так же снискал популярность, однако из-за перевода его автоматики на свободный затвор непомерно вырос темп стрельбы. Но это лучше, чем вообще ничего.
Совсем по другому пути идет Концерн «Калашников». Концерн не переделывает в охолощенное оружие старые модели со кладов МО России. В переделку идут современные автоматы 100-ой, 104-ой и 105-ой серий.
Охолащиваются те экземпляры, которые не прошли ОТК. Чаще всего автоматы бракуют по причине неудовлетворительной кучности. Поскольку для СХП понятие «кучность стрельбы» в принципе не применимо, эти отбракованные автоматы переделываются в охолощенные. В этом подходе тоже есть свои плюсы: не удовлетворяющие требованиям кучности автоматы не утилизируются, а переделываются в гражданское оружие и, конечно, у потенциального владельца есть возможность иметь в коллекции охолощенный серийный автомат современного выпуска.
Любители оружия ждут так же охолощенный пистолет Ярыгина, переделанный не их спортивного «Викинга» МР-446 (хотя он тоже будет интересен), а из боевого ПЯ. Ассортимент российского боевого стрелкового оружия на этом, конечно же, не исчерпан. Однако надеяться на появление в охолощенном виде большинства моделей при существующем законодательстве не приходится. Речь идет, в первую очередь, о стрелковом оружии специального назначения, которое, в основном, производится на подмосковном ЦНИИТОЧМАШ. Это различные модели серии «В»: Вал, Винторез, ВСС, Выхлоп и т.д.
Конструкция многих из них известна, однако на гражданском рынке нет ни одного огражданенного образца, так как многие размеры и технологии по сей день засекречены. Так же любителям оружия не стоит надеяться на массовый выпуск охолощенных пистолетов Стечкина (АПС) и пистолетов бесшумных (ПБ). Причина проста – это оружие в настоящий момент не производится, но активно используется как вооруженными силами, так и силовыми структурами России. Соответственно, «дефицитные» модели вряд ли пойдут в охолощение, разве что по причине выработки ресурса в качестве боевого оружия. При этом на складах МО России остается большое количество годных к охолощению массово выпущенных моделей. Таких, как, например, пистолеты пулеметы Дегтярева (ППД) и Судаева (ППС), снайперских винтовок Драгунова (СВД), пулеметов Дегтярева (ДП-27) и Калашникова (ПК). Ну и, конечно, огромное количество трофейного оружия, которое, при нынешних экономических реалиях и политических санкциях в отношении России, гораздо выгоднее реализовать на внутреннем рынке, в том числе и в качестве охолощенного оружия.