Международная выставка гражданского оружия, патронов и товаров для охоты и активного отдыха IWA’2017
С 2 по 6 марта 2017 года в немецком городе Нюрнберг прошла очередная выставка IWA.
Выставочный центр Messe, отдавший под выставку 9 очень больших павильонов, традиционно был заполнен полностью. Ежегодно на IWA свою продукцию представляют производители гражданского оружия и патронов, а так же производители всего ассортимента товаров, так или иначе связанных с охотой, туризмом, стрелковыми видами спорта и активного отдыха. Участвуют в ней и отечественные производители. В основном это крупные российские патронные заводы (БПЗ и ТПЗ) и некоторые производители оружия (например, Вятско-Полянский «Молот-Оружие» и московский «Орсис»).
«Концерн Калашников» в очередной раз не представил свою продукцию на IWA. Причина прежняя – экономические санкции ряда западных стран в отношении России. Соответственно, помимо импорта в Россию многих видов оружия и патронов, эмбарго коснулось и экспорта. «Концерн Калашников» как государственная организация как раз попал под эти ограничения. В целом экономические санкции сильно вредят не только Российской стороне. Так, например, из-за эмбарго на российском рынке остро ощущается дефицит качественных патронов для высокоточной стрельбы и охоты. Некоторые калибры производятся в России, поэтому еще можно говорить о каком-то замещении импорта. Однако ряд калибров (в основном это патроны высокой мощности серии «магнум») производятся только за рубежом. Некоторые из них замещены так называемым «бюджетным импортом» - патронами из Чехии (S&B) и Сербии (PPU), однако до таких монстров как Lapua и Norma этим патронам далеко по многим параметрам.
По нарезному оружию так же заметен серьезный провал. Наибольшим образом он ощущается в среднем ценовом сегменте, который ранее уверенно занимали производители винтовок из США (Remington, Savage, Mossberg). На сегодняшний день в этом сегменте лишь один игрок в России – это чешский производитель CZ. Однако CZ производит хорошо карабины для охоты. Оружие для высокоточной стрельбы – не очень, заметно уступая североамериканскому Remington. Югославская Zastava и вовсе не претендует на этот сегмент, при этом уступает CZ в сегменте охотничьих карабинов.
Если североамериканские производители чувствуют себя в условиях экономического кризиса на плаву, то для европейских производителей поддержка эмбарго обернулась существенными убытками. Российские контракты спасли бы многих из них от вынужденного использования антикризисных мер – сокращения объемов выпускаемой продукции, сокращение персонала и замораживание новых проектов. Стенды именитых европейских брендов все еще занимают традиционно большие площади в павильонах, а вот средние и мелкие производители выглядят на выставке грустно. Не участвовать тоже нельзя – только здесь есть реальная возможность заключить контракты. Однако все они выглядят бледно перед стендами турецких производителей. Из года в год их экспансия на оружейные рынки увеличивается под действием мощнейшего допинга – все того же экономического кризиса. Главной вехой для турецких производителей стало признание на самом крупном оружейном рынке – в США.
Для любого производителя из Турции «американский контракт» сопоставим с неким счастливым билетом или, если угодно, реализацией «американской мечты». Прибыль от продаж оружия в США турки пускают на увеличение производственных мощностей и разработку новых моделей. Особенно это проявляется в сегменте гладкоствольного оружия. Нарезное оружие (пистолеты и карабины) могут выпускать только государственные концерны, частным фирмам доступно производить только сигнальное, пневматическое и гладкоствольное оружие.
Сигнальное оружие выставляется только потому, что производится, хотя поступает оно в основном на внутренний рынок, а вот пневматическое и, особенно, гладкоствольное – самые настоящие козыри. Расширился ассортимент моделей пневматических РСР-винтовок и пистолетов, в традиционных пружинно-поршневых моделях стали предлагаться газовые пружины в стоке. Самое большое количество новинок среди гладкоствольных ружей.
Главные из них – массовое освоение турецкими производителями клона «Сайги» 12 калибра в различных вариантах исполнения. Глядя на классические варианты, можно смело сказать, что это «проба пера», так как многие элементы конструкции скопированы бездумно, из-за чего ряд деталей не взаимодействует друг с другом как следует и вся конструкция от этого кажется хлипкой и разболтанной. Однако в погоне за желанием оснастить оружие интерфейсами Picatinny, турки существенно переработали узел крепления цевья, что очень хорошо сказалось на возможности использования этого интерфейса на системе Калашникова. Куда более глубокий прорыв – bullpup на основе гладкоствольной системы Калашникова.
При компоновке bullpup рукоятка управления огнем переносится вперед магазина, тем самым ствольная коробка оказывается на месте и вместо приклада. Это позволяет существенно сократить длину оружия или, не сокращая общей длины, сделать ствол более длинным. Однако у bullpup и, особенно, у системы Калашникова в этом исполнении есть и минусы: стрельба только с правого плеча, загазованность в области лица стрелка, излишне воспринимаемый стрелком резонанс подвижных частей и, конечно же, затрудненное обслуживание оружия. Пока что этот bullpup выглядит по-турецки футуристическим, однако это «первая ласточка», на которой будет отработана вся дальнейшая генерация модели. Такое изделие найдет спрос и в России, хоть и не большой. Другая новинка – гладкоствольное ружье 12 калибра, внешне напоминающее винтовку М16. Вроде ничего нового, так как такие модели присутствуют в линейке турецких производителей года 4. Но если присмотреться внимательно, то однозначно новинка.
Ранее схожие с М16 ружья являлись обычными газоотводными полуавтоматами в обвесе, внешне имитирующем М16. Их отличительной особенностью была «двухэтажная» компоновка газоотводного механизма с расположением газовой камеры и возвратной пружины на не используемой по прямому назначению трубке подствольного магазина. В результате «фронтсет» этих ружей был излишне перегружен и занимал приличное место по высоте. Новая модель использует газовый двигатель, расположенный вокруг ствола, что позволило исключить вынесенную вниз газовую камеру и сделать цевье оружия круглым в сечении, что идеально для спортивного хвата. При этом возвратный механизм переехал туда, где ему следует быть, если он стремиться быть похожим на М16 – в трубку приклада. В результате такая компоновка полностью убрала плечо подброса, позволила сделать ствольную коробку более изящной.
Ружье стало идеально приспособлено для практической стрельбы. Появление его на рынке России может составить хорошую конкуренцию Вепрю и Сайге. Значительно окреп и менеджмент турецких производителей. Если несколько лет назад контракты с ними напоминали работу с некими частными артелями, то теперь турки вкладывают серьезные средства как в рекламную продукцию, обучение менеджеров по продажам и, особенно, в удобоваримый американскому и европейскому потребителю дизайн. Вполне возможно, что в ближайшие полгода мы сможем увидеть в оружейных магазинах пневматические и гладкоствольные новинки из Турции. Приближается летний сезон и в нашей стране традиционно возрастет спрос на пневматические винтовки, пистолеты, револьверы и… автоматы. Нашего любителя пневматики этим особо не удивишь, так как в калибре 4,5 мм выпускалось приличное количество изделий с возможностью стрельбы очередями.
Самый распространенный из них – ижевский МР-661 «Дрозд». Однако в России традиционно предпочтение отдается той «пневматике» которая максимально копирует известный боевой образец. Особенно это касается знаменитых иностранных оружейных систем. Последние несколько лет в этом сегменте превалируют производители с Тайваня и Китая. Помимо «мягкой» (airsoft) пневматики по пластиковые шарики калибра 6 мм, некоторые модели выпускаются на экспорт в калибре 4,5 мм под стальные шарики. Тайваньские и китайские производители заняли настолько сильные позиции на мировом рынке, что некогда мощным производителям пневматики из Европы конкуренция с ними в области реплик пистолетов и револьверов уже не светит. Ну разве что произойдет какое-либо чудо.
Однако лучше всех приспособился к сложившейся ситуации концерн Umarex, который под своим именем предлагает на европейском, североамериканском и российском рынках продукцию из Тайваня и Китая. Политика Umarex понятна: данная продукция не будет иметь успеха, продавайся она под малоизвестными брендами, так как дешевая пневматика из юго-восточной Азии не блещет надежностью и не долговечна. Umarex «пускает» под свой бренд только тех производителей, кто может обеспечить качество и стабильность продукции. Само собой, это откладывает отпечаток на увеличении ее стоимости. Но взамен конечный покупатель получает не полуфабрикат, а готовый к эксплуатации продукт с развитой рекламной и сервисной поддержкой.
В России продукция под лейблом Umarex так же популярна, хотя и уступает заметно более дешевым брендам Gletcher и, особенно, Borner. Модельный ряд последних шире и, главное, дешевле. Но у Umarex свой путь и одной из его особенностей является линейка пневматики «Legend». В основном это пистолеты и револьверы, копирующие внешне знаменитые образцы 1 и 2 мировых войн, а так же знаменитые послевоенные образцы. Все они потом клонируются тайваньскими и китайскими производителями, удешевляются и успешно продаются на российском рынке. Но сливки снимает именно Umarex. Этот год не исключение. На Shot Show, а затем и на IWA были продемонстрированы 2 СО2-новинки серии Legend.
Первая – это пневматический Colt Single Action Army, реалистичность которому добавляют имитаторы патронов, внутрь которых заряжается по одному стальному шарику ВВ калибра 4,5 мм. В результате заряжание перезарядка револьвера полностью аналогична боевому прототипу. Револьвер полностью выполнен из металлического сплава и имеет схожие с прототипом массо-габаритные характеристики. В отличие от серий револьверов S&W и Colt Python, новая модель не имеет искаженной в угоду размещения клапанного механизма геометрии рамки и рукояти – все сделано с максимально возможной внешней копийностью.
Вторая модель порадует любителей истории и плинкинга: это полностью автоматический пистолет-пулемет МР-40. Он оборудован функцией blow-back, имитирующей движение подвижных частей при стрельбе. Питание от 2 12-ти граммовых баллонов СО2, расположенных в магазине реплики. Емкость магазина 50 шариков ВВ калибра 4,5 мм. Питание сразу от двух баллонов позволяет снизить разброс скорости шара при интенсивной стрельбе очередями. МР-40 будет производится в двух исполнениях: внешне как только что с завода или имеющий потертый, «боевой» вид. Расскажем так же о новинках, которые мы, к сожалению, не сможем встретить на прилавках российских магазинов – об огнестрельных (боевых) пистолетах. В этом году сразу несколько производителей продемонстрировали свои новинки.
Самая малозаметная – новое поколение пистолетов серии M&P от Smith&Wesson (США). Внешне пистолет отличает новая текстура рифления рукоятки и надпись М2.0 на затворе. Внутри же пистолет подвергся более заметным доработкам, улучшившим надежность и эксплуатационную прочность пистолета. SigSauer показал новую модель Р320, где вместо традиционного для этого производителя куркового УСМ применяется ударниковый. Характер спуска отличается от традиционного куркового УСМ не в лучшую сторону. Однако появление Р320 не что иное, как ответ SigSauer набравшим колоссальную популярность в США пистолетам Glock, одним из козырей которых как раз и является максимально безопасный ударниковый УСМ.
Не отстал от моды на Glock и чешский CZ. Новый Р-10 С лишь некоторыми «фамильными чертами» во внешности схож с пистолетами CZ сотой серии.
В остальном, особенно по органам управления и их расположении – это клон пистолетов Glock. Современные пистолеты бразильского производителя Taurus всегда отличались несколько самобытным дизайном, обусловленным отсутствием заимствования внешних решений с популярных зарубежных моделей. Не стала исключением и новая модель РТ59. Хотя наличие ударникового УСМ и предохранителя на спусковом крючке в совокупностью с попыткой снизить линию ствола относительно рукоятки для обеспечения снижения подброса пистолета при стрельбе и, особенно, появление затвора сечением близким к квадрату, в случае с РТ59 наводит на мысль, что при создании новой модели конструкторы больше оглядывались на пистолеты Glock, чем на свою предшествующую модель РТ 24/7.
Гораздо более отдаленной от внешнего дизайна Glock выглядит новинке от Ruger. Но если присмотреться внимательнее, то и в ней просматривается концепция простого и безопасного ударникового УСМ. Сам Glock показал лишь одну новинку: Glock 43. Продолжая линейку субкомпактных пистолетов, начатую моделью 42 под патрон 9*17 Курц, 43-я модель использует гораздо более мощный и популярный патрон 9 Luger. В основе линейки субкомпактов Glock - узка– рамка под однорядный магазин емкостью всего 6 патронов и такой же более узкий затвор.
В результате, как и 3 года назад с моделью 42, в этом году Glock 43 задал новый уровень, в котором пока мало кто из производителей может конкурировать со схожими моделями.
Напоследок не можем не сказать о всемирно известной модели М1911. В прошлом году к ее производству подключились итальянцы. В 2017 году модель 1911 стали производить турки. Вот уж поистине многонациональная модель.