О релоадинге патронов к нарезному оружию
Прошедший в России чемпионат мира по футболу нанес ощутимый вред рынку гражданского оружия и патронов, оборот которых был под запретом во многих регионах нашей страны с 25 мая по 25 июля 2018 года. Стоит отметить, что не смотря на то, что запрет на оборот оружия не коснулся большинства регионов, последние пострадали ничуть не меньше. Связано это, прежде всего, с производством и логистикой, так как часть производителей оружия и патронов попала под «футбольные санкции», а те, кого минула сия чаша, не могли реализовать продукцию из-за невозможности поставок через регионы, где оборот оружия был ограничен. В результате с сожалением можно отметить закрытие (в большинстве случаев из-за банкротства) весьма большого процента оружейных магазинов и повышение розничных цен у переживших футбольный запрет организаций.
Прошедший в России чемпионат мира по футболу нанес ощутимый вред рынку гражданского оружия и патронов, оборот которых был под запретом во многих регионах нашей страны с 25 мая по 25 июля 2018 года. Стоит отметить, что не смотря на то, что запрет на оборот оружия не коснулся большинства регионов, последние пострадали ничуть не меньше. Связано это, прежде всего, с производством и логистикой, так как часть производителей оружия и патронов попала под «футбольные санкции», а те, кого минула сия чаша, не могли реализовать продукцию из-за невозможности поставок через регионы, где оборот оружия был ограничен. В результате с сожалением можно отметить закрытие (в большинстве случаев из-за банкротства) весьма большого процента оружейных магазинов и повышение розничных цен у переживших футбольный запрет организаций.
Естественно, спустя некоторое время, рынок стабилизируется. На место закрывшихся магазинов придут новые, возобновятся поставки, вернется широкий ассортимент, но вот цены вряд ли станут ниже.
Именно этот период вынужденного бездействия позволил многим предприятиям оружейной сферы пересмотреть свои планы на настоящее и ближайшее будущее. Мы тоже решили не отставать и вместо тотального повышения цен будем расширять информационный потенциал сайта. Любители оружия – люди многогранные. У кого-то есть, например, ОООП пистолет или охолощенный автомат, но при этом этот кто-то может владеть и другими видами гражданского оружия, с информацией о котором на нашем сайте явный пробел.
В период чемпионата закон «Об Оружии» пополнился еще одним «разрешающим» нововведением: возможностью самостоятельного снаряжения патронов к нарезному оружию. О законодательной стороне вопроса мы уже писали http://www.riogun.ru/pokupateliu/novosti/patrony-k-nareznomu-oruzhiiu-mozhno-budet-snariazhat-zakonno
Поговорим о практической стороне. Что дает владельцу нарезного оружия возможность самостоятельно снаряжать патроны к нему? Ответ в данном случае не лежит на поверхности, так как напрямую зависит от области применения оружия, его модели и, конечно же, от его владельца. Для большинства охотников релоадинг ни «гладких», ни нарезных патронов не дает ровным счетом ничего: отечественные производители патронов обеспечивают как ассортимент, так и его качество. Вдобавок за более высокую цену доступны и импортные патроны для охоты. Самостоятельно собранный патрон к гладкоствольному оружию обычно обладает именно теми характеристиками, которые хочет получить с его помощью владелец конкретной модели ружья, а вовсе не теми, которые заложил в патрон производитель. Именно поэтому правильно подобранный (приобретенный или снаряженный самостоятельно) к конкретному оружию и для конкретной охоты гладкоствольный патрон дает максимально эффективный результат. Однако в снаряжении патрона к гладкоствольному оружию учитывается гораздо больше факторов, чем к нарезному. Именно это делает гладкоствольное оружие более универсальным. В нарезном же патроне достичь максимальной эффективности для ряда задач намного сложнее.
Максимальный эффект от релоадинга нарезного патрона могут получить те владельцы оружия, кто много стреляет далеко расположенным бумажным мишеням. Таких стрелков обычно называют «высокоточниками». Собственно, в высокоточной стрельбе и бенчресте без самостоятельно снаряженного патрона вообще делать нечего, если, конечно же, нет желания расти в сторону улучшения результата стрельбы. Собственно, стрелки-высокоточники и до легализации релоадинга снаряжали патроны к своему оружию, не смотря на то, что в данном случае это являлось нарушением статьи 223 УК РФ. Однако из-за некоторой сложности доказательной базы и в виду отсутствия прямой угрозы общественной безопасности, уголовные дела за незаконное снаряжение патронов к принадлежащему владельцу на законных основаниях нарезному оружию возбуждались относительно редко. Но речь в данном материале, конечно, не об этом. Именно в области высокоточной стрельбы самостоятельное снаряжение патронов к нарезному оружию позволяет реализовать весь потенциал. Подбор так называемой «полки навески» порохового заряда, подбор не только вида пули, но и глубины ее посадки в гильзу, использование гильз, уже прошедших «форматирование» патронником конкретной винтовки и т.д. Именно в этом случае параметров для снаряжения винтовочного патрона может оказаться больше, чем даже для патрона к ружью.
Если рассматривать релоадинг для охотничьих целей, то особенно он актуален для горных охот, где требуется из достаточно мощной винтовки магнум-калибра поразить цель на достаточно большом расстоянии и минимизировать географические (перепад высот) и атмосферные влияния горной местности (пониженное атмосферное давление, восходящие потоки теплого воздуха и банальный ветер). В некотором роде релоадинг патрона сравним с релоадингом для высокоточной стрельбы, но с той разницей, что для высокоточной стрельбы подбирается наиболее «кучная» пуля, а для охоты ещё необходимо учитывать и ее поражающие свойства. На обычных охотах по зверю (от загонной до ходовой) релоадинг гораздо менее актуален. Намного проще (с учетом калибра, конечно же) подобрать заводской патрон, который будет обеспечивать хорошее останавливающее действие, обладая при этом достаточно хорошей кучностью на обычные для охоты дистанции стрельбы, редко превышающие 200 метров.
Однако легализация релоадинга может быть полезна и обычному охотнику. В основном при использовании оружия и патронов при охоте на опасного зверя (волк, кабан, медведь). В этом случае владелец оружия может самостоятельно и не собирать патрон, а только контролировать заводскую сборку. Например, разобрав патрон, охотник может контролировать навеску порохового заряда (или при необходимости чуть уменьшить или увеличить навеску). При этом охотник может ровнее установить пулю в гильзе и обжать ее (так называемый «кримп» пули в гильзе). Даже если охотник не планирует самостоятельно снаряжать патроны к своему оружию, наличие такой возможности однозначно лучше ее отсутствия.
При снаряжении патронов к гладкоствольному оружию, помимо получения необходимых характеристик боеприпаса, существенно снижается себестоимость выстрела. В случае с «гладким патроном», самым дорогим компонентом является гильза. В зависимости от ее качества, качества оружия, в котором она работает, и, безусловно, от оборудования по снаряжению патрона, гильзу можно использовать несколько раз. Некоторые стрелки-спортсмены, работающие с навесками снаряда 24-28 грамм могут переснаряжать гильзу и 10 раз.
В нарезном оружии восполнимым компонентом так же является гильза, однако ее стоимость относительно невосполнимых компонентов (капсюль, порох, пуля), в отличие от патрона к гладкоствольному оружию, может быть незначительной. Если рассмотреть самый распространенный гладкоствольный патрон 12 калибра и самый распространенный нарезной .308Win, то масса порохового заряда в последнем в 2 раза больше, чем в гладкоствольном при более высокой цене самого пороха. Пуля для высокоточной стрельбы типа Lapua Scenar стоит больше, чем несколько готовых валовых отечественных патронов, вдобавок находится в списке санкционных товаров двойного назначения. Пули отечественного производства, приближенной к характеристикам Lapua Scenar, нет. Хотя для чуть менее распространенного патрона 7,62х54 такая пуля есть: ее производит Новосибирский Патронный Завод (НПЗ) для патронов серии «Экстра». Правда «высокоточников» с русским трехлинейным патроном можно встретить лишь среди обладателей редких «Рекордов», конструктивно схожих со снайперской винтовкой СВ-98.
Раз уж мы вспомнили патрон 7,62х54, стоит сказать и о восполнимости гильзы как компонента. В виду того, что патрон 7,62х54 (равно как 5,45х39 и 7,62х39) состоят на вооружении в России, при выстреле на гильзе и пуле должны оставаться отметины (криминалистические метки), позволяющие идентифицировать пулю и гильзу как стреляные из гражданского оружия. Поэтому кримметки (особенно на продукции Концерна Калашников) не позволяют использовать гильзу вторично, так как необратимо нарушают ее геометрию. О такой мелочи, как повсеместное использование капсюля Бердан, извлечение которого возможно только вручную с помощью выколотки (в отличие от гильз под капсюль Боксера с возможностью извлечения стержнем матрицы), можно уже и не вспоминать.
Соответственно, релоадинг патронов к нарезному оружию закроет потребности стрелков-спортсменов (в основном высокоточников), любителей горных охот, варминтеров и частично охотников на крупного и опасного зверя. При этом отнесение капсюля к лицензируемым товарам только скажется на увеличении его цены на прилавках магазинов.
Однако стрельба на точность из нарезного оружия – занятие увлекательное. Как в спортивных дисциплинах, так и на охоте. Желающим развиваться в этом плане легализация снаряжения патронов к нарезному оружию не просто плюс в копилку, а одна из основных возможностей реализации задуманного. Ведь грубо говоря, гарантом точного выстрела являются 3 компонента: оружие, патрон и сам стрелок. И появившаяся возможность совершенствовать один из этих компонентов – безусловный плюс, особенно в виду массы запретительных тенденций российского оружейного законодательства.