Рынок патронов к гражданскому нарезному охотничьему оружию в 2015-2016 гг.
Экономические санкции против России, объявленные президентом США Б.Обама весной 2014 года, закрыли путь на российский рынок нарезным патронам к винтовкам и карабинам. Так же прекратились поставки и компонентов для снаряжения нарезных патронов, основными из которых были пули в томпаковой (цветной металл) оболочке и порох.
Экономические санкции против России, объявленные президентом США Б.Обама весной 2014 года, закрыли путь на российский рынок нарезным патронам к винтовкам и карабинам. Так же прекратились поставки и компонентов для снаряжения нарезных патронов, основными из которых были пули в томпаковой (цветной металл) оболочке и порох. К эмбарго присоединились так же страны-члены ЕЭС, где, собственно, сосредоточены основные производители патронов, поставлявшихся на российский рынок. Еще более усложнил ситуацию запрет на транзит патронов и их комплектующих через морские и авиа порты из стран, поддержавших эмбарго, из стран, не присоединившихся к санкциям.
Импортеры и продавцы, почувствовав приближающийся дефицит импортных патронов к нарезному охотничьему оружию, резко взвинтили цены на остатки патронов. Само собой, что даже при ценах, в 2-3 раза превышающих разумные, российские охотники, владеющие импортным оружием под редкие и не производящиеся в России калибры, раскупили остатки очень быстро.
С осени 2014 года стала падать цена на нефть, что в нашей стране, являющейся добытчиком и экспортером «черного золота», а так же под действием санкций, стало причиной масштабной девальвации национальной валюты. Спрос на охотничье оружие при этом не снизился, скорее изменились его приоритеты.
Все большее количество покупателей начали приобретать изделия отечественных производителей. В основном концерна «Калашников» и завода «Молот». Увеличился спрос на «огражданенное» стрелковое оружие со складов МО РФ. Продажи винтовок и карабинов Мосина, самозарядных винтовок Токарева (СВТ) и, особенно, карабинов СКС пошли вверх. Оружие концерна «Калашников» и «Молот», даже не смотря на возросшую отпускную цену, и конверсионное оружие стало активнее покупаться не только из-за дефицита и цены «иномарок», а, в основном, из-за наличия и ценовой доступности патронов к нему. Все российские патронные заводы выпускают на гражданский те же виды патронов, что производят для МО и МВД.
Само собой, гражданские патроны «военных» калибров имеют соответствующие маркировки на донце гильз, неоржавляющие капсюли, пули без стальных сердечников, трассеров и т.д. Производство этих патронов наряду с боеприпасами для армии уже давно поставлено на поток и дефицита в этих патронах нет никакого. В первую очередь, это относится к «промежуточному» патрону 7,62х39 и «винтовочному» 7,62х54. В докризисные времена иностранные патроны этих видов практически не находили спроса на российском рынке, что еще тогда говорило о преимуществе отечественного производителя в этих калибрах. Равно как практически не встречалось образцов иностранного охотничьего оружия под эти патроны, а те, которые были, можно пересчитать по пальцам.
Современное отечественное и часть конверсионного оружия под эти патроны имеют хромированные каналы стволов, что позволяет использовать в них патроны с пулями с биметаллической оболочкой. Для экономии цветных металлов пули к армейским боеприпасам в СССР и России производятся из биметалла. Так же биметаллическая оболочка пули оказывает чуть большее пробивающее действие, нежели пуля из томпака, хотя это не столь существенно при наличии в пулях армейских боеприпасов стальных сердечников и иных бронебойных элементов.
Технологии и производственный процесс армейских патронов калибров 7,62х39 и 7,62х54 были настолько обкатаны за десятки лет, что «новый» гражданский патрон этих калибров потребовал минимальных вложений.
Отечественные патронные заводы так же задолго до санкций освоили выпуск еще двух очень популярных охотничьих «винтовочных» патронов: .308Win и 30-06 Springfield. Гильза этих двух патронов отличается длиной. Более ранний патрон 30-06 имеет гильзу длиной 63 мм, .308Win создан на базе укороченной до 51 мм гильзы патрона 30-06. Так же у этих патронов отличается максимальный вес используемых пуль, он больше у 30-06.
Барнаульский Патронный Завод (БПЗ) производит эти патроны только в стальной гильзе и с биметаллической пулей. Исключение составляет разве что серия «Кентавр», где используется пуля производства Hornady (США). В 2015 году Кентавр, после почти годового перерыва, снова появился в продаже, правда, его цена по сравнению с зимой 2014 года увеличилась в 2,5 раза. К минусам патронов 30-06 с любой пулей производства БПЗ можно отнести их заметно меньшую (по сравнению с иностранными аналогами) дульную энергию. В среднем, патрон 30-06 (БПЗ) имеет дульную энергию не выше 3300-3400 Дж, что меньше, чем у патрона .308Win (3400-3800 Дж) и импортных патронов 30-06, чья дульная энергия около 4000 Дж. Столь значительная потеря энергии патроном 30-06 от БПЗ вызвана материалом гильзы, не способной держать рабочее давление, развиваемое современным 30-06. Тем не менее, линейка пуль производства БПЗ включала в себя полуоболочечные пули, которые наилучшим образом подходят для охоты.
Новосибирский Патронный Завод (НПЗ) лишь недавно освоил выпуск патронов 30-06, причем как в стальной, так и в латунной гильзах с пулями с томпаковой и биметаллической оболочкой. К минусам новосибирских патронов можно отнести их более высокую (по сравнению с БПЗ) цену – она выше в1,5-2 раза. А некоторые серии патронов дороже и в 4 раза. Лишь под конец лета 2015 года НПЗ освоил выпуск полуоболочечных пуль, что позволило полноценно использовать эти патроны на охоте. Основной же продукцией «гражданских» охотничьих патронов не военных калибров являются .308 Win.
Тульский Патронный Завод (ТПЗ) совместно с Ульяновким патронным заводом (УПЗ) наконец-то выпустил на внутренний рынок револьверные патроны .357Magnum, которые можно использовать в карабинах Rossi со скобой Генри.
В 2015 году на прилавках магазинов стали появляться чешские патроны Sellier&Bellot, немецкие RWS и Geco, которые восполнили дефицит таких калибров как .223 Rem, .243Win, .300WinMag, .338LM, 9,3х62 и других.
Отметим, что .223Rem и .243Win производит БПЗ. Однако с томпаковой пулей эти патроны присутствуют лишь в серии «Кентавр». При этом по состоянию на осень 2015 года, «Кентавр» в калибре .223 все еще является дефицитом. .223Rem производится на БПЗ и с биметаллической пулей, что для отечественного оружия с хромированным каналом ствола вполне нормально, но для импортных «черных» стволов грозит более быстрым износом нарезов.
Если говорить о грядущем 2016 годе, то в целом, как нам видится, существующие тенденции сохранятся. На российский рынок как прямыми, так и окольными путями будет поступать продукция ведущих европейских производителей. Российские патронные заводы могут расширить линейку продукции. Единственное, что может повлиять на рынок нарезных патронов в нашей стране – выход на него патронов, произведенных в странах, не присоединившихся к санкциям. Это патроны из ЮАР, ряда стран Юго-Восточной Азии, Южной Америки.
Дешевыми эти патроны, конечно, не будут. Но их появление (а в случае с Бразильскими возвращение) на российском рынке откроет еще одну нишу, что приведет как к снижению дефицита патронов, так и к росту конкуренции в этом сегменте рынке. Все это может привести в 2016 году к некоторому снижению цен на дефицитные в этом году виды патронов, а так же возвращение роста интереса к импортному нарезному охотничьему оружию.