Выставка Arms&Hunting 2018
С 11 по 14 октября 2018 года в Гостином дворе в самом центре Москвы прошла 15-ая выставка Arms&Hunting. Для оружейной и патронной промышленности Arms&Hunting – основная выставка продукции гражданского сегмента. Именно поэтому выставка практически является «лакмусовой бумажкой» состояния российского рынка, о чем мы уже не однократно писали.
С 11 по 14 октября 2018 года в Гостином дворе в самом центре Москвы прошла 15-ая выставка Arms&Hunting. Для оружейной и патронной промышленности Arms&Hunting – основная выставка продукции гражданского сегмента. Именно поэтому выставка практически является «лакмусовой бумажкой» состояния российского рынка, о чем мы уже не однократно писали.
После Arms&Hunting 2013 года, нынешняя размахом не впечатлила, однако по сравнению с предыдущими выставками 2014-2017 годов, нынешняя полна положительных тенденций в области гражданского оружия и патронов к нему. Arms&Hunting 2018 оказалась настолько богатой на новинки, что практически заткнула за пояс самую масштабную выставку 2013 года. Отсутствие на выставке стенда концерна «Калашников» вызвало некоторое удивление у участников и посетителей, особенно с учетом активной политики концерна по популяризации своей продукции. Ежегодно концерн «Калашников» представляет на Arms&Hunting новые проекты и поступившие в продажу новинки. Скорее всего, концерн сконцентрировал внимание на иных ключевых для себя выставках: Армия и Интерполитех, где кроме гражданского так же представляется боевое стрелковое оружие.
Выставка 2018 года показала значимость «частных» разработок для продвижения ряда моделей оружия крупных производителей. Большинство из них начинали разрабатывать и производить недостающие в продаже компоненты для охотничьего и спортивного оружия, что улучшало ряд его характеристик. Так, например, инженер из Новосибирска 4 года назад начал производить спусковые механизмы для Remington 700, взяв за основу американский УСМ Jewell. На тот момент приобрести американский УСМ из-за начавшихся в отношении России санкций стало невозможно. Клон оказался лучше оригинала из-за более тщательного выбора материалов и их обработки. Далее этот УСМ был адаптирован под другие винтовки иностранного производства. После в производство пошли спусковые скобы с приемниками для отъемных магазинов и сами магазины (клоны AICS), что позволило расширить возможности болтовых винтовок. И тут новосибирские изделия оказались не просто дешевле оригинала, но и качественнее выполнены. Апогеем стала разработка ложи (шасси) и сошек для иностранных болтовых винтовок. В этом году все вышеописанные компоненты были адаптированы для Вятско-Полянской болтовой винтовки ВПО-114 «Егерь», превратив сугубо охотничий карабин в серийную винтовку, пригодную для тренировок в высокоточной стрельбе. Подобная модель взаимовыгодных отношений крупных производителей с мелкими custom-фирмами широко используется за рубежом, так как позволяет существенно расширить возможность адаптации оружия под предпочтения гораздо большего количества стрелков. Получивший тяжелый матчевый ствол карабин «Егерь» в комплекте тюнинга из Новосибирска сможет стать винтовкой начального уровня для тренировок стрелков-высокоточников. Ценник пока не озвучен, но он будет менее 100000 рублей, что даже при отсутствии санкций является отличным предложением по соотношению цена/качество.
Не известна цена и еще одного российского проекта: карабинов «Ладога» с ручным перезаряжанием. Короткая затворная группа позволяет производить как винтовки под патроны 5,45х39, 7,62х39, .223Remington, 9х39, так и гладкоствольные ружья со стволами типа «Ланкастер» и «Парадокс» под патрон 366ТКМ. Продольно скользящий затвор и запирающий узел собственной разработки, позволяющей перезаряжать оружие только движением назад-вперед, аналогично винтовкам Манлихера, Blaser и Heym. «Ладога» пока проект, но уже реализованный в металле и проходящий испытания.
Второй проект молодого производителя из Санкт Петербурга уже серийная модель: самозарядный карабин «Адар». Модель представляет клон модульной системы М4/М16, в которой используется ствол ныне не производимого Вятско-полянского карабина ВПО-140 и ствольная коробка с затворной группой Тайваньского производства. В серии клонов карабинов М4 «Адар» является самым недорогим решением с весьма качественным стволом, его розничная цена составляет чуть более 100000 рублей, что для карабина серии М4 в России вполне приемлемый ценник. И это не импортный продукт, а собранный из части импортных комплектующих (кроме ствола) российский карабин, обеспеченный гарантией производителя, чего нет у импортных изделий.
По такому же пути пошлел, и производитель из Ижевска ТехКрим, представивший на Arms&Hunting 2018 первый российский пистолет серии 1911. (разместить картинку «пистолет серии 1911») Изначально планировавшийся к выпуску в российский оборот травматический, спортивный и охолощенный клон 1911 от китайской Норинко в серию не пошел. ТехКрим решил идти другим путем и основные части нового пистолета (ствол с патронником, рамка и затвор) начал производить на собственных мощностях. УСМ, магазины, пружины, винты и штифты пока используются импортные (из стран Юго-восточной Азии). Но основные части – российские.
Одновременно был представлен и новый патрон травматического действия 44ТК, Разместить картинку «44ТК» производящийся из гильзы 7,62х39, что по заявлению производителя позволит сделать цену выстрела сравнимой с патроном 9РА, то есть 11-15 рублей за патрон. Ценник на пистолет, правда, зашкаливает за рамки разумного и объявлен в 75000 рублей, что даже за произведенный в России травматический «Кольт 1911» многовато. Так же ТехКрим представил клоны охотничьих ружей и карабинов МР-18 – ТК518 под различные патроны, основным из которых стал 366ТКМ.
Так же на Arms&Hunting 2018 были представлены, и новые производители так называемого «тюнинга» для оружия. Всяческие «тактические обвесы» и прочие аксессуары, призванные сделать обращение с оружием удобным – бич современного оружейного рынка России. Сделанные безграмотно с технической и прикладной точек зрения, такие поделки выглядят как можно более брутально. Главное – чтобы купили. О том, что эти аксессуары будут установлены на огнестрельное оружие, многие производители даже не думают. Радует лишь тот факт, что такие производители рано или поздно отомрут сами собой, оставив место на рынке только испытанным и продуманным конструкциям. Как, например, приклады, рукоятки и цевья от молодой российской компании DLG, чья продукция хоть и производится в Турции, но продумана до мелочей. О популярности тюнинга оружия в России говорит и размер стенда израильской компании FAB в лице российского дилера Рус-Дефенс.
На традиционном месте концерна «Калашников» находился Тульский Оружейный завод (ТОЗ), показавший огражданенное оружие времен Великой Отечественной, на которое завод резко взвинтил цены. Из оружия, к которому завод приложил руки, экспонировались огражданенные пистолеты Стечкина, нелепо превращенные в карабины и гражданский карабин «Винторез», ценник на который в 135000 не может быть конкурентоспособным на рынке.